Кадровое агентство
уникальных специалистов
Мы работаем!

Критика: созидание или разрушение?

журнал "Российские аптеки"

Екатерина Океанова, консультант по подбору персонала кадрового агентства «КАУС-Медицина»

Человек – существо социальное, настроенное на постоянное общение с другими людьми. И представление о самом себе он получает на основании того, что говорят о нем окружающие. Поэтому все мы в той или иной степени зависим от чужого мнения и не любим, когда нас критикуют.

Тем не менее ситуации, когда вы становитесь объектом критических замечаний, можно использовать в своих интересах. Для этого требуется терпение, желание избежать конфликта, а также умение правильно понимать намерения оппонентов.

Ситуация первая

Чаще всего мы подвергаемся критике со стороны близких людей. Например, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был здоровым, успешным, а главное – счастливым. Этим благородным мотивом вызвано огромное количество замечаний, многие из которых могут показаться обидными и послужить источником конфликтов.

Важно помнить, что вас никогда не будет критиковать тот, кому вы безразличны. Зачастую неуклюжие попытки помочь вызваны любовью и заботой. Разве можно обижаться на это?

Ситуация вторая

Руководитель – подчиненный. Начальника, как говорится, положение обязывает находить недостатки и исправлять их. Он обязан добиваться того, чтобы все работало идеально, причем идеально именно с его точки зрения. Таковы правила игры, заложниками которых, кстати, оказываются и руководство и рядовые работники.

Ситуация третья

Критика со стороны малознакомых людей. С ней мы можем столкнуться в транспорте, на улице, в магазине. Вашим оппонентом будет, скорее всего, либо какая-нибудь боевая бабушка-пенсионерка, которая везде наводит порядок, либо неадекватный человек, страдающий расстройством психики, и т. п. Эти ситуации мы рассматривать не будем.

В любом случае, конструктивные замечания и советы должны приносить пользу и способствовать развитию – как личностному, так и профессиональному. В отличие от них, неконструктивная критика ни к чему позитивному не приводит и, как правило, провоцирует конфликт.

Как реагировать?

Любую критику нужно воспринимать спокойно, трезво и рассудительно. Ни в коем случае не стоит оправдываться, спорить и тем более проявлять агрессию. Демонстрируйте спокойствие, уверенность в себе, готовность к диалогу. Это позиция сильного человека.

Шаг 1

Если вы чувствуете, что собеседник хотя бы частично прав, найдите в себе силы поблагодарить его: «Хорошо, я так и сделаю». Особенно это касается рабочих вопросов. В общении с родственниками и друзьями вы не обязаны соглашаться: «Спасибо, что ты беспокоишься за меня, но я бы предпочел…». Если же близкие пытаются давить на вас, можете ответить им в таком ключе: «Спасибо за то, что ты за меня так переживаешь. Я понял твою точку зрения, и уважаю ее, но думаю совершенно иначе. Возможно, я совершаю ошибку. Но это моя жизнь, и я хочу совершать свои собственные ошибки и на них учиться».

Шаг 2

Попытайтесь выяснить, что именно не нравится оппоненту. Таким образом вы достигаете двух целей: четко определяете, какие конкретные действия требуются от вас в сложившихся обстоятельствах (и снижаете собственный уровень тревожности), проявляете уважение к собеседнику и его мнению, то есть показываете себя человеком воспитанным, гибким и позитивным.

Даже если чужие оценки кажутся несправедливыми, обидными, подождите, пока чувства улягутся, и рассмотрите ситуацию на трезвую голову. Подумайте: а может быть, критикующий хоть в чем-то прав? Чем вас задевает его замечание, почему оно вызывает столь сильные эмоции? Возможно, вы в чем-то не уверены? Если же говорить о неконструктивной критике, то главная ее цель – вызвать отрицательные эмоции, хотя сам критикан может даже не осознавать этого.

В любом случае, нелицеприятные суждения могут касаться вашей внешности, возраста, наличия/отсутствия детей, мужей и жен, образования и всего, на что хватит фантазии. Как правило, недостатки в окружающих ищет тот, кто сам страдает заниженной самооценкой. Так что подобные выпады просто не заслуживают вашего внимания. Особо назойливых субъектов можно осадить, подыграв им, отвечая, например, так: «Да, мне еще над собой работать и работать… уж и не знаю, как жить дальше…». Хама, ищущего конфликта, легко сбить с толку любой положительной реакцией: улыбнитесь, сделайте комплимент, уступите дорогу и т. д. И помните золотое правило: будьте позитивны сами, и тогда вас будут окружать только хорошие люди.

Если критик – это вы?

Ваша задача – не обидеть человека своими замечаниями, одновременно заставив его сделать выводы и что-то изменить в своем поведении.

  1. Правильно выберите время. Найдите момент, когда ваш оппонент спокоен, никуда не торопится, находится в благоприятном расположении духа.
  2. Будьте доброжелательны и позитивны. Помните, что вас не устраивает не сам человек, а какие-то его действия, которые можно исправить.
  3. Если вы – начальник, отметьте положительные моменты в работе критикуемого коллеги. Искренне похвалите его. Затем скажите о том, что вам хотелось бы изменить. Будьте при этом предельно конкретны. Вместо фразы: «Этот отчет надо исправить» скажите: «Отчет сделан очень неплохо, но мне хотелось бы, чтобы в нем были отражены такие-то показатели». Выразите уверенность в том, что ваш собеседник с этим справится. И, тем не менее, объясните ему, что всегда готовы помочь.
  4. В ситуации с близким родственником, другом или возлюбленным расскажите о своих чувствах. Вместо фразы: «Ты опять меня довел до нервного срыва!» вы можете сказать: «Я очень переживаю за тебя, не мог бы ты в следующий раз предупреждать меня о том, что опаздываешь».

С полным текстом статьи можно ознакомиться в журнале «Российские аптеки» №10 май 2013 года

Сократите затраты
на подбор персонала
700 компаний уже выбрали наше агентство
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию!